Как делают стекло
Стекло, несомненно, относится к числу наиболее важных открытий человечества, которые подсказала сама природа, кусочки обсидиана, которые находили в зонах действия вулканов, привели человека к мысли создать самостоятельно этот твердый сплав ...

читать подробнее



Творческая энергия стеклоделов
Один из хранящихся в наше время в экспозиции Эрмитажа бокалов с вживлённой в ножку разноцветной нитью был сделан не на Мурано, а в Вене. Два сбежавших с острова мастера оказались именно в Вене, где и продолжили работать. Художники наслаждались пьянящей и такой долгожданной свободой, бродили по рынкам, заглядывали в миниатюрные кабачки, в которых румяные мастеровые пили не слабенькое сухое итальянское вино, а крепкое янтарное пиво, после которого громко заводили тирольские песни… Но счастье их длилось недолго – не прошло и двух месяцев, как их двоих закололи на одной из Венских улочек. Агенты-убийцы из «Совета десяти» не могли позволить им оставаться свободными. Даже в XVIII веке случались подобные инциденты, когда мастеров-венецианцев находили убитыми на улицах городов Европы. Но даже риск потерять жизнь не мог укротить творческую энергию стеклодувов, которая заставляла их делиться с другими людьми навыками профессионального мастерства. Уехавшие с Мурано, они трудились во многих других странах, всюду совершенствуя стеклоделие и способствуя его процветанию.

Известно, что «виницейцы» работали и под Москвой, на заводе Измайлова, открытом в 1668 году. Каждый из российских самодержцев хотел обеспечить себя изящными стеклянными изделиями собственного изготовления. На Измайловском заводе сначала трудились только русские мастера, поставившие за два года производство на уровень искусства немецких мастеров. Но этого было мало хозяину завода, и он решил пригласить венецианских мастеров, в последствии поднявших завод на более профессиональный уровень.

В конце XVI века венецианское стекло уже изготавливалось и в Англии. Особенно привлекала мурановцев Франция, чей роскошный двор нуждался в зеркалах и стеклянной посуде. Французский министр Кольбер решил приостановить уплывающий поток французских денег, отдаваемых за зеркала, которые могли изготовить только на Мурано. Ведь «волшебное стекло» ценилось в те времена дороже картин Рафаэля. Для этого он подкупил и выкрал несколько зеркальных мастеров, которые были переправлены во Францию и стали работать на французский двор. Через какое-то время в нормандских лесах открылся первый французский завод стекла.